Обучать должны педагоги-новаторы
Обучать должны педагоги-новаторы
01.04.2014 08:38 | Образование | № 45
  • 0
  • 114

В современном мире система образования становится важнейшим компонентом национальной безопасности, гарантом стабильности общества, его обеспеченного будущего, утверждает доктор педагогических наук, профессор Светлана ПУЗИКОВА.


- Светлана Михайловна, сегодня эксперты и ученые говорят о рисках в экономической сфере, но почти никто - о рисках в образовательной деятельности. Между тем сигналов о неоднозначной ситуации в развитии системы образования много, взять хотя бы крайнюю степень негативной реакции выпускников средних школ на ЕНТ и др.
- Давайте расставим очередность приоритетов. В свете общественной безо­пасности первоочередную значимость сегодня имеет эффективность системы функционирования образовательных учреждений. Сегодня пришло время, когда уже невозможно опираться только лишь на «рыночные» критерии, основанные на потребительской психологии и культуре. Определяющей стала способность производить, накапливать и использовать новые знания, причем в интересах человечества в целом.
Система образования в этих условиях призвана охранять культурное наследие каждой нации, воспитывать прежде всего гражданские качества, стать центром патриотизма, гуманизма, чести и достоинства евразийской нации, растраченных в предшествующие десятилетия. И будущее - за гуманистической моделью образования, которая интегрирует все лучшее, что создано мировой педагогической наукой.
Содержательное наполнение образовательного процесса, его гуманизация, преподавание морали восточной образовательной традиции должно стать сегодня стержнем учебно-воспитательного процесса в республике, чтобы сохранить исконно добрые традиции взаимопомощи, добрососедства, гостеприимства, толерантности, уважения к старшим, бережного отношения к своей истории.
- Но как это сделать? Мы едва поспеваем за реформами в отечественном образовании, педагоги заняты заполнением каких-то формуляров...
- Я считаю, образовательные реформы важно сориентировать прежде всего на непреходящие ценности. Важно определить свой, евразийский, проект вхождения в мировое образовательное пространство, а также сам процесс реформирования образовательной системы направить по приемлемому для евразийской ментальности образцу.
Президент РК Н. Назарбаев в связи с этим не раз отмечал, что «обеспечивая гражданам свободу совести, государство, тем не менее будет очень жестко противостоять самодеятельным попыткам навязать обществу какие-либо общественные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и законодательством». Надо отстаи­вать и национальные традиции отечественного образования. Поэтому нужна перестройка мотивации обучения, восстановление такой социальной ценности, как труд. Важно сохранить воздействие на личность студента через социум, через студенческую группу. И нововведения в этой сфере, по мнению специалистов-практиков, необходимо проводить взвешенно, по принципу «не навреди».
Процесс бесконечного реформирования, разрыв между теорией и практикой управления образованием значительно осложняет путь к цели. В ходе правительственного часа в декабре прошлого года, на очередном заседании Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию его председатель Д. Назарбае­ва отметила, что постоянные реформы в казахстанском образовании привели к более чем скромным показателям. С 2000 года в отрасли сменились семь первых руководителей, каждый из них начинал с очередных крупномасштабных реформ, и ни одна из них не была доведена до конца.
- В чем, по-вашему, коренится первопричина такой ситуации?
- В использовании административно-бюрократического подхода, игнорирующего мнения педагогов-практиков. Еще в XIX веке один из основоположников социологии, известный педагог, отмечавший необходимость тесного взаимодействия педагогической и социо­логической науки, Э.Дюркгейм писал: «Профессиональная деятельность может действительно регламентироваться только группой, достаточно близкой к самой профессии, чтобы чувствовать все ее потребности и иметь возможность следить за всеми их изменениями».
То есть по-прежнему кадры решают все! О роли личности, роли педагога, на наш взгляд, очень точно и образно написал В. Гюго в публицистическом очерке «Наполеон малый»: «Педагог возделывает умы. Он и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу: он творит будущее». Вся история мировой педагогики свидетельствует о том, что эффективность обучения зависит не от инновационных технологий, а от педагогов, которые «прививают вкус» к обучению.
Иначе говоря, содержание образования и технология обучения обеспечивается именно преподавателями. Никакое внедрение инновационных технологий не будет работать без активной заинтересованной работы педагогов. Обучают не компьютеры, а педагоги. Надо поднять статус педагога до невиданной высоты, максимально используя возможности интернет-сообщества: проводить открытые конкурсы на замещение вакантных должностей; демонстрировать открытые уроки, лекции и практические занятия для объективного отбора квалифицированных педагогов, имеющих личностную харизму. Существенные материальные и социальные гарантии создадут сверхмотивацию, необходимую для конкурентного притока кадров в образовательное пространство. Век инновационных технологий требует больших вложений в человеческий фактор. Например, в Японии педагог за свой труд получает зарплату больше, чем государственный чиновник.
- Как вы считаете, в какой степени кредитная система обучения учитывает традиции отечественного образования?
- Известный специалист в области методологии современной педагогики В. Полонский совершенно справедливо отмечает: «Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен. Важно соблюдать разумный баланс между традициями и инновациями. Когда этот баланс нарушается, когда все традиционное, проверенное веками игнорируется, а иногда разрушается, то приходится говорить о педагогическом экстремизме».
Болонский процесс был запущен в июне 1999 года. Он пришел к своему завершению, заявили министры образования 46 европейских стран в марте 2010 года на конференции. Вместе с тем поставленные цели достигнуты далеко не в полной и желаемой мере. Поэтому еще годом раньше на такой же официальной встрече в Лувенском университете было решено продлить БП еще на 10 лет - до 2020 г. Так что БП ныне находится в двойственном положении: и завершения, и продолжения.
Образовательные учреждения республики должны работать сегодня с опережением, создавая свои собственные кадры, поддерживая преемственность, культурно-корпоративную в том числе. Повторюсь: важно знать «изнутри» проблемы образовательного социума, сделать акцент на переговоры, открытость при решении принципиальных вопросов корректировки образовательной реформы.
Кредитная технология - это организационная система, формирующая взаи­моотношения внутри бизнес-структур. Система же образования у нас традиционно развивалась по несколько иным принципам. Главной целью и «доходом» системы образования было получение всесторонне развитой личности с фундаментальной подготовкой, с высокими духовно-нравственными характеристиками. Поэтому, например, в медицине, технике, инженерии, военном деле кредитная технология обучения не стала единственно приемлемой не только у нас, но и за рубежом. Необходим комплексный подход при выборе и использовании эффективных методик и технологий.
- А какой педагогический опыт востребован для подготовки будущих специалистов, скажем, в военном деле?
- Беда в том, что некогда знаменитые методики забыты. Можно было бы эффективно использовать, в частности, систему В. Шаталова, сокращающую сроки обучения без ущерба для качества подготовки. Его знаменитая система «опорных сигналов» позволяет надежно осваивать большой объем информации; особая методика повторения и оценивания знаний, оригинальная система решения задач и эффективное инспектирование учебного процесса позволяет достигать выдающихся результатов обучения по всем учебным дисциплинам.
Известен такой факт. Однажды в детской колонии Виктор Федорович годовой курс геометрии преподал за 3,5 часа, по 30 минут в день. На экзамене у педагогов был шок - таких безупречных ответов они не слышали и в математических классах.
За 20 лет экспериментов все его ученики поступали в вузы. Шаталов перевел на свою методику все предметы средней школы. С 1969 г. по 1990-е из его воспитанников вышли 64 кандидатов наук, 12 докторов наук, причем по разным специальностям - физике, философии, медицине, педагогике. В. Шаталов стал лауреатом множества международных премий, он автор 36 книг, издающихся в 17 странах мира общим тиражом более миллиона экземпляров. К нему едут за опытом из Италии, Швейцарии, Израиля, видеозаписи отправляют в Англию и Америку. Это яркий пример того, что учат не компьютеры, а педагоги. Но у нас в республике этот опыт малоизвестен. Ценно то, что у В. Шаталова нет «трудных» учеников, учиться успешно может каждый.
Система образования республики располагает достаточным материально-техническим и профессионально-педагогическим потенциалом для ревизии самых эффективных методик и технологий. Так, кафедра общей и этнической педагогики КазНу им. аль-Фараби объединяет самых известных педагогов страны, чей авторитет и мастерство признаны не только казахстанскими, российскими, но и международными профессиональными сообществами. Здесь работает 41 преподаватель, среди которых - 15 докторов наук и профессоров, 10 - кандидатов наук и доцентов. Это значительный потенциал, который в состоянии предложить оптимальный вариант сочетания традиционных, работающих на качество, и инновационных технологий. Идеи педагогов-новаторов, развивающие технологии, проблемно-деятельностное обучение должны получить широкую апробацию в рамках кредитной технологии, развивающей самостоятельность обучения.
Например, проблемно-деятельностное обучение (т.н. ПДО) моделирует поисково-исследовательскую деятельность, где стереотипы подвергаются естественной и постоянной проблематизации, усложняются информационными средствами и приемами. Если настойчиво внедрять ПДО в подготовку современных педагогов, то даже 10-20 процентов обу­ченных обеспечат начало специалистов новой формации.
Приоритетным остается выработка готовности самостоятельно решать учебные и жизненные проблемы, умения учиться - для этого тоже есть богатый набор и новых, и «осовремененных» технологий.
Сегодня актуальны как никогда слова Ибрая Алтынсарина о роли преподавателя-наставника: «Для народных школ учителя составляют все; с ними не могут сравниться ни прекраснейшие педагогические руководства, ни благодетельнейшие правительственные распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор».
 



Алина Мусабаева ,


Комментировать
Ваше имя(обязательно)
Электронная почта (необязательно)
Комментарий

Обновить


Новый номер

Скачать свежий номер
82


Самые комментируемые материалы...
Архив
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Рисунки
Видеоматериалы
  • Заң институты