ВТО: транспарентность и предсказуемость
27.03.2014 17:47 | Экономика | № 43
  • 1
  • 296
ВТО: транспарентность и предсказуемость

Вступление Казахстана в ВТО приближается к моменту «де-юре»: как известно, месяц назад Премьер-министр РК Серик Ахметов сообщил, что сроки этого события государственной важности станут известны в марте-апреле т.г.


Пока рано делать какие-то прогнозы, но опасения все же есть, считает ведущий научный сотрудник Института экономики МОН РК Куляш ТУРКЕЕВА. Особенно, если учесть более чем десятилетний опыт членства в ВТО нашего ближайшего соседа Кыргызстана.
- Куляш Амиркуловна, можно ли подготовиться к членству в ВТО, учитывая неудачный опыт  Кыргызстана?
 - Думаю, да, хотя многие скажут, что мы более развиты, чем это государство, более прагматичны, чтобы идти на уступки, наносящие вред нашей экономике.
Хотелось бы отметить один важный момент. Страны, желающие вступить в ВТО, должны взять на себя обязательства всех правовых документов, входящих в Заключительный акт «Уругвайского раунда» переговоров, т. к. они представляют собой единый пакет документов. С каждым годом процедура вступления стран в ВТО усложняется, что связано с расширением ее полномочий по сравнению с ГАТТ, с обязательным характером всех правовых документов, более жесткой организационной и правовой структурой организации.
Как известно, в 1947 году было создано Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ) - это глобальная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Преемником ГАТТ стала Всемирная Торговая Организация (ВТО), начавшая свою деятельность с 1 января 1995 года. Правовой основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 года, Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПс), ряд других договоренностей и правовых документов.
В целом, процедура присоединения Кыргызстана к ВТО была самой быстрой в истории этой международной организации и заняла всего два с половиной года, тогда как в среднем переговорный процесс длится четыре-шесть и более лет. Это было связано с тем, что руководство Кыргызстана стремилось как можно быстрее добиться присоединения страны к Соглашениям ВТО и потому шло на значительные уступки контрпартнерам по переговорам. Так, были «связаны» тарифные позиции по всем товарам, что формально не является обязательным условием. Нерезидентам был предоставлен неограниченный доступ практически на весь рынок услуг, в том чис­ле банковских, за исключением государственного образования, воздушно-транспортных перевозок внутри страны, электроснабжения, адвокатских и патентных услуг.
 - Но, тем не менее, наши соседи получили определенные выгоды от этого членства?
 - Безусловно. Во-первых, киргизский экспорт получил режим наибольшего благоприятствования во всех 150 странах - членах ВТО. Если до вступления в ВТО Кыргызстану необходимо было заключать двусторонние соглашения с каждой страной, чтобы получить РНБ, то после вступления в ВТО он предоставляется автоматически. В результате доля стран - членов ВТО в общем объеме экспорта увеличилась с 12,3 в 1996-м до 38,6 процента в
2007 г. А без учета золота экспорт за этот же пе­риод вырос практически с нуля до 213 млн долларов. Товарооборот же со странами - членами ВТО в 2007 году составил 1326,2 млн долларов и вырос в три раза с 1996-го.
Во-вторых, Кыргызстан получил возможность ведения двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг со странами - претендентами на членство в ВТО, на которых может требовать от вступающей страны уступок для своих товаров и услуг, а также решать проблемы, возникшие в торговле с этой страной. Так, в ходе двусторонних переговоров с Китаем Кыргызстан получил такие уступки для своих товаров, как нулевые ставки таможенных пошлин на экспорт электроэнергии, цемент, ртуть, шерсть, стекло, шифер, трикотаж, сурьму, минеральную воду, лампы накаливания, электрооборудование, ковры и др. На переговорах с Украиной им удалось решить вопрос долга в межгосударственных расчетах.
В-третьих, после того, как страна стала членом ВТО, США отменили по отношению к КР архаичную поправку Джексона-Веника, где применялись таможенные пошлины, в десять и более раз превышающие обычный тариф.
В-четвертых, Кыргызстан получил более гибкую таможенную систему. Если до членства в ВТО она имела унифицированный таможенный тариф - 10 процентов на все виды товаров, то после вступления он стал дифференцированным. Например, после вступления в ВТО в целях защиты внутреннего рынка были увеличены таможенные пошлины на ввоз мяса (15 процентов), овощей и фруктов, кроме цитрусовых (20), сахара (30), текстиля (17,5 процента) и т.д.
 В-пятых, гармонизация внутреннего торгового и налогового законодательства с правилами ВТО, выполнение требований по техническим барьерам в торговле. В течение 1998-2007 гг. объем прямых иностранных инвестиций вырос более чем в три раза - с 136,3 до 436,8 млн долл.
- Судя по всему, тщательно готовился к членству в ВТО Китай, который получил от этого значительную выгоду.
 - И производственный, и потребительский рынок Китая настолько развиты, что он не идет ни в какое сравнение с постсоветскими странами и в том числе с Казахстаном. Действительно, Китай вел долгий, целых 15 лет, взвешенный переговорный процесс, отмечая все плюсы и минусы участия в ВТО. Развитие экономики КНР после вступления в ВТО имеет две особенности. Во-первых, быстрыми темпами увеличиваются объемы экспорта, а во-вторых, что более важно, изменяется его структура, постоянно растет доля продукции с высокой добавленной стоимостью. В целом за период  с 2001 по 2011 годы стоимостной объем экспорта товаров из Китая вырос в 7,1 раза, а импорт - в 7,2 раза.
Спустя десять  лет после членства в ВТО китайский ВВП ежегодно увеличивался в среднем без малого на 11 процентов, а по абсолютному значению данного показателя страна стала занимать второе место в мире, после США. Развитие экономики Китая также принесло реальную выгоду для разных стран мира, увеличив объемы встречной торговли. Согласно требованиям ВТО, общий уровень импортных пошлин Китая имеет тенденцию к снижению с 15,3 в 2001 году до 9,8 процента на сегодняшний день.
- Казахстан подал заявку на членство в ВТО в далеком 1996 году. Каковы итоги многолетних переговоров?
- С учетом двухлетнего перерыва переговорный процесс длится уже 14 лет. Переговорный процесс условно составил три этапа: первый этап (1996-1999 гг.) - информационно-подготовительный; второй этап (2000-2003 гг.) являлся ключевый. За этот период проведено три заседания Рабочей группы и семь раундов двусторонних переговоров. Было подготовлено Фактологическое резюме - документ, суммирующий результаты всех предыдущих обсуждений и представляющий собой основу финального документа - Доклада Рабочей группы; третий этап (2004 г. - по настоящее время) является завершающим.
Как показывает опыт вступления других стран, при форсировании переговорного процесса страны - члены ВТО начинают предъявлять все больше дополнительных, «нестандартных» требований, выходящих за рамки правил и положений ВТО. Этот процесс получил название «ВТО+», и Казахстан уже находится в этом процессе.
- Давайте подытожим и еще раз уточним плюсы и минусы предстоящего события.
- К первым относятся: дальнейшая либерализация и расширение международного обмена товарами, услугами и продуктами интеллектуального труда; доступ к мировым товарным рынкам и недискриминация казахстанских товаров и услуг; доступ к огромной информационной базе ВТО и к новым информационным технологиям; урегулирование торговых споров на основе международных правил и норм; приведение законодательной базы страны в соответствие с международными нормативными актами; создание транспарентной и предсказуемой внутренней законодательной среды, соответствующей международным стандартам; содействие в привлечении ПИИ, новых технологий и ноу-хау в обрабатывающую промышленность; расширение количества и качества предлагаемых для потребителя товаров; стимулирование экономического рос­та на основе расширения торговли в долгосрочном плане; возможность получать различную информацию и консультации в разных областях торговли и инвестирования.
Минусы же состоят в следующем: необходимость отмены субсидий и дотаций в сельском хозяйстве; максимальное открытие внутренних рынков товаров, услуг и финансов для иностранной конкуренции; усиление конкуренции и, как следствие, возможное ухудшение положения наиболее чувствительных секторов экономики, о которых говорилось выше, а также отдельных секторов сферы услуг; превалирование в ходе многосторонних переговоров мнений и позиций более крупных торговых партнеров; ограничение свободы выбора средств регулирования внешней торговли только теми, которые не противоречат ВТО, а именно, тарифными методами; невозможность повышать тарифы, уровень которых должен быть согласован при членстве в ВТО.
Но при этом все это не должно восприниматься как призыв к отказу от членства Казахстана к ВТО. В условиях глобализации и усиления мирохозяйственных связей присоединяться необходимо, но не надо забывать о национальных интересах и экономической безопасности. А в переговорном процессе необходимо выработать единую переговорную стратегию на макроэкономическом уровне, а не на секторальном. Это позволило бы идти на уступки в одних секторах экономики в «обмен» на послаб­ления в других более чувствительных секторах экономики страны.
 



Алина МУСАБАЕВА ,


Комментировать
Ваше имя(обязательно)
Электронная почта (необязательно)
Комментарий

Обновить


  • Санжар 02.04.2014 20:38

    ВТО нам НЕ надо !!!!!!

Новый номер
121
Скачать свежий номер
121


Самые комментируемые материалы...
Архив
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Рисунки
  • test
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
Видеоматериалы
  • Заң институты