Век учись!
19.03.2014 09:34 | Образование | № 40
  • 0
  • 55
Век учись!

Современная система школьного образования нуждается в пересмотре предъявляемых к учителям требований. Необходимо улучшить стандарты базового педагогического образования, ориентировать к повышению квалификации преподавателей.


Об этом заявили эксперты в ходе республиканского совещания «Совершенствование педагогического образования и обновление содержания среднего образования», прошедшего в КазГосЖенПУ в Алматы с участием представителей МОН РК, ректоров и проректоров вузов, начальников областных управлений образования. Представители среднего, высшего и послевузовского образования обсудили проблемы обновления содержания среднего образования, разработки профессиональных стандартов, новых образовательных программ по педагогическим специальностям, состояние и тенденции развития малокомплектной школы, технологии обучения.
До уровня «Назарбаев
Интеллектуальных школ»
На сегодня в стране подготовка учительских кадров осуществляется по 23 специальностям Классификатора специальностей высшего и послевузовского образования. Как отметил вице-министр образования и науки РК Тахир Балыкбаев, за последние годы проведена работа по пересмотру типового учебного плана педагогических специальностей, увеличено количество кредитов на педпрактику. В 2012-13 учебном году прошли апробацию 28 образовательных программ, разработанных с зарубежными вузами. В 15 вузах начата подготовка полиязычных учителей-предметников.
Вместе с тем вице-министр указал на наличие системных проблем: ведение подготовки учителей в отрыве от требований современной школы, «тео­ретизированный» характер содержания вузовских программ (обучение студентов направлено на накопление знаний, а не на привитие профессиональных компетенций), низкая вовлеченность студентов в исследовательскую деятельность и отсутствие ресурсного оснащения учебного процесса. Не учитываются результаты международных сравнительных исследований знаний казахстанских школьников. Вузами не используется лучшая мировая практика.
- Современные требования к школьному образованию и его результатам требуют пересмотра профессиональных требований к учителю, - сказал Т. Балыкбаев. - Уровень образования в обычных школах должен повыситься до уровня «Назарбаев Интеллектуальных школ».
По его мнению, необходимо определить базовые условия при вхождении в учительскую профессию. В странах-лидерах по качеству школьного образования наличие диплома высшего образования не является достаточным условием занятия учительской должности.
- В Казахстане с 2012 года формируется Национальная система квалификаций и утверждена Национальная рамка квалификаций. В ряде отраслей, в том числе и в системе образования и науки, приняты отраслевые рамки квалификаций. В 2013 году разработано 176 профессиональных стандартов, в том числе 10 по нашей отрасли, - подчеркнул вице-министр.
Наряду с этим он заострил внимание присутст­вующих на проблемах текучки кадров в учительской профессии, трудоустройства выпускников, на отсутствии прогнозирования потребностей в педкадрах по регионам, низкой эффективности механизмов привлечения на должность учителя самых способных выпускников, отсутствии карьерных перспектив учителя.
- Исследования в мировой практике указывают на эмоциональное «выгорание» учителей после пяти-семи лет с начала вхождения в профессию. Следует обратить внимание на оказание поддержки учителям в совершенствовании методов преподавания и мотивирование учителей к эффективной работе, - сказал он.
В соответствии с профстандартами
Педагогическим вузам и колледжам предстоит научиться разрабатывать свои образовательные программы в соответствии с профессиональными стандартами. О новых образовательных программах по педагогическим специальностям рассказала проректор по учебной работе КазНПУ им. Абая Актолкын Кулсариева. Проректор считает, что для внедрения образовательных программ необходимы такие ресурсы, как развитая информационная, материально-техническая, организационная и учебно-методическая инфраструктура педагогических вузов; высококвалифицированные научно-педагогические кадры, способные реализовывать образовательные программы на высоком научно-методическом уровне; свободный доступ к мировым электронным образовательным ресурсам, возможность получения, обмена, передачи и общения посредством ИКТ.
По ее мнению, высокий уровень общекультурной грамотности, непрерывное профессиональное совершенствование, развитие коммуникативной способности, творческого и критического мышления, активная жизненная и гражданская позиция остаются необходимыми требованиями к учителю. А. Кулсариева также подробно остановилась на действующих нормативных документах для образования, среди них Закон РК «Об образовании», Руководство по использованию ECTS (Европейское сообщество, 2005), Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, Нацио­нальная рамка квалификаций РК, ГОСО высшего и ГОСО послевузовского образования (2013). В то же время проректор отметила недостатки нормативных документов ГОСО 2006, 2010 гг. К примеру, при формировании списка профессиональных компетенций выпускника не учитывались требования работодателей, устаревшее содержание подготовки приводило к нарушению преемственности проф­образования. Теоретическое обучение значительно превалировало над выработкой практических умений и навыков, а инструменты измерения результатов обучения были несовершенны, не учитывался опыт зарубежных педагогических вузов.
Образование через всю жизнь
Председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова поделилась опытом своих школ, предложив идеи по улучшению содержания отечественного образования.
- Нужно переходить от концепции «хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости образования через всю жизнь. Психологическая готовность к дальнейшему образованию и переквалификации, а также готовность воспринимать их как данность, а не как жизненную катастрофу должны формироваться в ходе современного школьного и профессионального образования, - сказала она.
В отмеченных ею основных недостатках, характерных для существующей системы образования, - передача готовой (обработанной) информации учителем ученику; ориентация ученика на простое усвоение знаний, умений и навыков по предметам; доминирование субъектно-объектного отношения учителя и ученика, пассивная роль ученика, воспринимающего учителя и учебник как источники учебной информации.
- Говоря о среднем образовании, мы не должны заявлять только о фундаментальном образовании. Надо учить ребенка не только получать, но и уметь находить, обрабатывать, анализировать, применять, использовать в жизни полученные информацию и знания. Для этого необходимы: критическое и творческое мышление, способность думать и принимать решение под давлением обстоятельств и в кратчайшие сроки; развитие инициативности, обучение лидерству, двух-, трехъязычию, инновационные подходы в обучении, основанные на исследовании, - подчеркнула опытный педагог.
Знание, мышление и лидерство, умноженные на этику, - такова формула успеха в образовании, процитировала она слова лидера образовательной реформы в Великобритании Майкла Барбера.
По окончании 12-го класса у учащегося должны быть сформированы знания, умения и компетенции в соответствии с Уровнем 4 Европейской рамки квалификаций, отметила К. Шамшидинова.
Участники совещания подчеркнули, что обучение в течение всей жизни уже не альтернатива, а насущная необходимость.
По итогам работы совещания были выработаны меры по дальнейшему совершенствованию подготовки педагогических кадров и обновлению содержания среднего образования.
 



Куляш ТУРГАЗИЕВА ,


Комментировать
Ваше имя(обязательно)
Электронная почта (необязательно)
Комментарий

Обновить


Новый номер
82
Скачать свежий номер
82


Самые комментируемые материалы...
Архив
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Рисунки
  • test
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
Видеоматериалы
  • Заң институты