Базовая предпосылка
Базовая предпосылка
18.06.2014 10:25 | Право | № 88
  • 0
  • 73

В текущем году завершается первый этап реализации Концепции развития местного самоуправления, утвержденной Указом Президента РК от 28 ноября 2012 года № 438. Для его выполнения принят Закон РК от 13 июня 2013 года № 101-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления».


1. В Законе РК от 23 января 2001 года
№ 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении» определены доходные источники местного самоуправления, которые формируются из следующих поступлений:
1) доходы от имущественного найма (аренды) государственного имущества, находящегося в управлении акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа;
2) добровольные сборы физических и юридических лиц;
3) плата за размещение наружной (визуальной) рекламы на:
объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения, проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования областного значения, проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
объектах стационарного размещения рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования районного значения;
открытом пространстве за пределами помещений в городе районного значения, селе, поселке;
транспортных средствах, зарегистрированных в районе;
4) штрафы, взимаемые акимами города районного значения, села, поселка, сельского округа за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 165, 300, 311 и 387 Кодекса РК об административных правонарушениях;
5) иные источники, не запрещенные законодательством.
Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы на перечисленых объектах исчис­ляется и уплачивается в порядке и по ставкам, определяемым Правительством РК.
Указанные выше поступления зачисляются на контрольный счет наличности местного самоуправления и направляются на реализацию функций местного самоуправления (контрольный счет наличности местного самоуправления).
Ст. 576-4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) была дополнена новым пунктом следующего содержания:
«4. Акимы городов районного значения, сел, поселков, сельских округов вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за нарушения, предусмотренные ст. 165, 300, 311 и 387 настоящего кодекса, совершенные на территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов».
Таким образом, в КоАП закреплено право соответствующих акимов рассматривать и налагать административные взыскания за следую­щие нарушения:
- торговля в неустановленных местах
(ст. 165);
- нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений (ст. 300);
- нарушение правил содержания и выгула собак и кошек, правил отлова и уничтожения бродячих собак и кошек (ст. 311);
- нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений городов и населенных пунктов (ст. 387).
В соответствии с официальной информацией о поступлении денежных средств на контрольных счетах наличности аппарата акима города районного значения, поселка, села, сельского округа (КСН МСУ) по состоянию на
1 февраля 2014 года сумма поступлений от административных штрафов по стране составила:
- по ст. 165 КоАП - 221,2 тыс. тенге;
- по ст. 300 КоАП - 94,1 тыс. тенге;
- по ст. 311 КоАП - 40,1 тыс. тенге;
- по ст. 387 КоАП - 113,3 тыс. тенге.
По сравнению с поступлениями от административных штрафов, сумма поступлений от платы за размещение наружной рекламы на
КСН МСУ составила 123 328,1 тыс тенге.
Доходы на КСН МСУ от имущественного найма государственного имущества составили 1467,7 тыс. тенге.
Добровольные сборы физических и юридических лиц составили 165 091,3 тыс. тенге.
По сути, Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» напрямую ставит пополнение доходных источников местного само­управления в зависимость от работы местной власти. Акимы и местное население должны сообща работать, население помогать в выявлении таких административных правонарушений, как: «Торговля в неустановленных местах» (ст. 165 КоАП), «Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений» (ст. 300 КоАП), «Нарушение правил содержания собак и кошек» (ст. 311 КоАП), «Нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры, уничтожение и повреждение зеленых насаждений городов и населенных пунктов (ст. 387 КоАП).
Хотя сумма поступлений в доходные источники местного самоуправления на первоначальном этапе реализации Концепции развития местного самоуправления является незначительной, - сам механизм пополнения таких источников способствует активному вовлечению местного населения в дела местного сообщества.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 39-3 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении», собрание местного сообщества проводится по текущим вопросам местного значения:
1) обсуждение бюджетных программ;
2) обсуждение вопросов формирования и использования доходных источников местного самоуправления;
3) образование комиссии местного сообщества из числа участников собрания местного сообщества в целях мониторинга за использованием бюджетных средств, выделенных на решение вопросов местного значения, и доходных источников местного самоуправления;
4) заслушивание и обсуждение отчета о результатах проведенного мониторинга за использованием бюджетных средств, выделенных на решение вопросов местного значения, и доходных источников местного самоуправления;
5) другие текущие вопросы местного сообщества.
В соответствии со ст. 102-1 Бюджетного кодекса РК от 4 декабря 2008 года для использования средств от поступлений, предусмотренных законодательством РК о местном государственном управлении и самоуправлении, акимами города районного значения, села, поселка, сельского округа ежегодно составляется план поступлений и расходов денег, направляемых на реализацию акимами города районного значения, села, поселка, сельского округа функций местного самоуправления.
План поступлений и расходов денег, направленных на реализацию акимами города районного значения, села, поселка, сельского округа функций местного самоуправления, утверждается акимом соответствующего города районного значения, села, поселка, сельского округа после его согласования с собранием местного сообщества.
Доходы, поступившие в течение финансового года сверх сумм, предусмотренных планом поступлений и расходов денег, направленных на реализацию акимами города районного значения, села, поселка, сельского округа функций местного самоуправления, могут расходоваться в текущем финансовом году при условии уточнения и согласования с собранием местного сообщества плана поступлений и расходов денег, направленных на реализацию акимами города районного значения, села, поселка, сельского округа функций местного самоуправления, до конца текущего финансового года.
Платежи за счет денег от поступлений, предусмотренных законодательством РК о местном государственном управлении и самоуправлении, осуществляются на основании счета к оплате и проводятся в пределах остатков на контрольном счете наличности местного самоуправления.
Акимы города районного значения, села, поселка, сельского округа по решению собрания местного сообщества имеют право приобретать за счет средств местного самоуправления товары (работы, услуги) для государственных учреж­дений, коммунальных государственных предприятий, находящихся на территории города районного значения, села, поселка, сельского округа, для решения вопросов местного значения.
Остатки средств от поступлений, предусмотренных законодательством РК о местном государственном управлении и самоуправлении, оставшиеся на контрольном счете наличности местного самоуправления неиспользованными на конец отчетного финансового года, могут быть направлены на финансирование расходов текущего года посредством уточнения и согласования с собранием местного сообщества плана поступлений и расходов.
Уточнение плана поступлений и расходов денег может производиться по мере необходимости в течение текущего финансового года.
Порядок поступления и расходования денег, направленных на реализацию акимами города районного значения, села, поселка, сельского округа функций местного самоуправления, определяется Правительством Республики Казахстан.
2. В целях реализации Концепции развития местного самоуправления были законодательно разграничены институты схода местного сообщества и собрания местного сообщества.
В отличие от собрания местного сообщества, сход местного сообщества проводится по мере необходимости по наиболее важным вопросам местного значения:
1) определение приоритетных задач местного сообщества и сроков их реализации;
2) определение состава участников собрания местного сообщества и срока, на который они делегируются;
3) внесение предложений маслихатам районов (городов областного значения), акимам районов (городов областного значения), городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, органам местного самоуправления по вопросам местного значения;
4) заслушивание и обсуждение отчетов акимов по вопросам осуществления ими функций местного самоуправления;
5) заслушивание и обсуждение отчетов маслихата о проделанной работе маслихата района (города областного значения), деятельности его постоянных комиссий;
6) иные вопросы местного значения, определенные сходом местного сообщества.
В п. 11 ст. 39-3 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» закреплено, что решение схода местного сообщества или собрания местного сообщества считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода местного сообщества или собрания местного сообщества. Акимы города районного значения, села, поселка, сельского округа вправе выразить несогласие с решением схода местного сообщества или собрания местного сообщества, которое разрешается путем повторного обсуждения вопросов, вызвавших такое несогласие.
В случае невозможности разрешения вопросов, вызвавших несогласие акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа, вопрос разрешается вышестоящим акимом после его предварительного обсуждения на заседании маслихата соответствующего района (города областного значения).
Данная норма позволяет максимально использовать потенциал институтов как прямой демократии, так и представительной - через соответствующие маслихаты.
3. В рамках реализации второго этапа реализации Концепции развития местного самоуправления Указом Президента РК от 24 апреля 2013 года
№ 555 утверждены Правила избрания на должность, прекращения полномочий и освобождения от должности акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел республики, не входящих в состав сельского округа.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил выборы акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа, проводятся в соответствующих административно-территориальных единицах на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Косвенное избирательное право состоит в избрании указанных акимов выборщиками - гражданами Республики Казахстан, являющимися депутатами маслихатов соответствующего района (города).
В августе 2013 года были проведены выборы акимов в 2457 городах районного значения, сельских округах, поселках и селах Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа.
Таким образом, завершение первого этапа реализации Концепции развития местного самоуправления (2013-2014 годы) требует перехода ко второму этапу (2015 - 2020 годы) - дальнейшее развитие местного самоуправления.
В Концепции развития местного самоуправления указано, что практическая отработка в течение 2013-2014 годов механизмов управления и финансирования станет базовой предпосылкой для дальнейшего развития местного самоуправления. После 2014 года будут рассмотрены вопросы дальнейшего разграничения функций местного государственного управления и самоуправления (с передачей функций), проработаны вопросы формирования бюджета и собственности органов самоуправления, а также оптимизации административно-территориальных единиц на уровне сельских округов (с целью увеличения потенциала для формирования полноценного местного самоуправления).

 



Мереке ГАБДУАЛИЕВ, гл. эксперт - начальник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления Института законодательства МЮ РК, к.ю.н. ,


Комментировать
Ваше имя(обязательно)
Электронная почта (необязательно)
Комментарий

Обновить


Новый номер

Скачать свежий номер
121


Самые комментируемые материалы...
Архив
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Рисунки
Видеоматериалы
  • Заң институты